Здравствуйте, дорогие друзья. В этом очерке хочу поднять на вашем сайте тему трудностей, возникающих на духовном пути каждого человека. На протяжении длительного времени, занимаясь само-совершенствованием, я ощущаю, что такая беседа очень важна. Каждый человек встречается с трудностями и при этом ощущает их как свои сугубо личные, интимные, стесняясь поделиться, и не всегда выражает их в форму слов. Мне видится, что четкое выражение и обмен опытом в этой области знаний может помочь ищущим людям проще и терпимее относиться к возникающим заминкам и провалам на их пути самосовершенствования и ощутить плечо единомышленников где бы они ни были.
Первая тема, которую хотелось бы затронуть – что же такое «духовное развитие»? Представители различных религиозных направлений, верований, спортивных и художественных школ и течений, литературы и науки представляют «духовное развитие» по-своему. При этом, действительно, направления их деятельности, устремления и ценности порой настолько отличаются друг от друга, что кажется «другие» уж точно не на «духовном пути».
Первый опыт самосовершенствования у каждого по-своему необычен и индивидуален. Мой опыт осознанного совершенствования был связан с книгами Дейла Карнеги («Как завоевывать друзей» и т. п.) когда я еще учился в школе.
Для меня основная трудность в освоении описанных в этих книгах подходов заключалась в следующем: сформировать мысль по поводу какого-либо аспекта жизни в словесное выражение для того, чтобы самому-то понять что же мне не нравится в нем. Это было неимоверно трудно. Приходилось доходить до маразма и разговаривать с собой, чтобы это сделать. Когда я научился формировать в словесное описание свою мысль (хотя бы записав ее на листе бумаги), вскрылись некоторые блуждавшие где-то внутри меня недовольства и устремления.
Сейчас я действительно вижу, что это был самый первый и фундаментальный шаг, потому что без умения целенаправленно отследить свой опыт, отношение и т.п. не может быть и речи о том, чтобы его изменить.
В школьные годы я увлекся занятиями каратэ. Вначале самостоятельно, насмотревшись «запретных» тогда движений в фильмах и в жизни у таких же энтузиастов, а затем систематически - в группе. Вел занятия человек очень развитый физически, образованный, целеустремленный и зажигательный. Он умел построить занятия, заинтересовать учеников и внести дух боевых искусств в тренировку.
После года тренировок пришлось выбирать: прекратить занятия или вести их с новым тренером. Привязавшись к этому виду занятий и коллективу единомышленников, я решил продолжать.
Новый тренер продолжил занятия в духе моего первого наставника. Однако его взгляд на тренировки был более творческим. Постоянное стремление тренера расширить свои и наши знания и умения в этой области, самоотдача и преданность группе и делу сформировали у его учеников дух единства, взаимопомощи и трудолюбия. У нас была цель: добиться мастерства. Мы смотрели на своего тренера и хотели быть «такими же как он».
Идиллия. Вот так бы каждому жить себе в теплом коллективе, ощущать его поддержку и одобрение. Однако вопрос личностного самоопределения встал неожиданно и жестко. Видя нашу глубокую привязанность к спортивной группе (а это была больше, чем группа: ежедневные тренировки, друзья, выходы на природу, дружеское общение с наставником), наставник посеял в наши души сомнение. Вопросы такого рода как: «а зачем тебе нужно так тренироваться?», «а зачем тебе вообще тренироваться?» первое время вывели многих из нас из привычного устойчивого понимания себя и окружающей жизни. Сейчас, по прошествии многих лет, я вижу, что иначе было нельзя. Фанаты! Вот точное определение людей, представлявших тогда наш коллектив. Меня лично эта ситуация заставила обратить внимание на то, что существует и другой мир – социальное общество, в котором мы живем. На тот период я уже учился в институте. Началась переоценка ценностей. Я понял, что в таком процессе самосовершенствования к которому я привык, есть что-то, что чрезвычайно привлекает меня. Я увидел, что это «что-то» не связано с тем тренируюсь ли я, или учусь в институте. И это было открытие. Я увидел, что пропуская тренировку, я могу развить это «что-то». Этим «что-то» является творчество, восторг от достигнутого и ощущение тесного единства и взаимосвязи с окружающими. Увидев это, я с некоторым внутренним стыдом осознал, что мне все равно чем заниматься: тренировками или социальной деятельностью – лишь бы были привнесены эти элементы в жизнь.
Я начал более спокойно и с большим интересом обращать внимание на жизнь студентов, преподавателей, моих друзей и коллег по дальнейшей работе: чем они живут, что их в этом привлекает? Продолжая при этом тренироваться тем, чем и раньше, я неожиданно заметил, что моя жесткость и категоричность по отношению к тем, кто «не тренируется» начала уменьшаться. И я увидел, что этот мир для меня тоже интересен. Я начал искать свое место в нем. Упорство, настойчивость, бодрый настрой и дисциплина, выработанные в школьные годы в тренировках, находили в новой моей жизни применение и давали результаты. При этом постоянная связь с группой, где я тренировался, убеждала меня в том, что в каждом из нас происходят перемены. Каждый ищет что-то свое, при этом находя интерес к жизни и расширяя круг знакомств.
Попав в аспирантуру случайно, я познакомился еще с одним кругом людей – ученые, исследователи, преподаватели. При этом, учитывая предыдущий мой жизненный опыт, мне было сложно влиться в этот круг людей. Главная трудность заключалась во мне самом: в том, что я ощущал себя негодным для научной работы. «Они – светлые головы» и «я – бывший спортсмен». Однако, следуя внутреннему движению, благодаря огромной работе связанной с изменением моего отношения к себе и людям мне удалось сблизиться с этим коллективом, увидеть себя в качестве новых проявлений. Титаническая работа в течении 7 лет закончилась-таки успешно.
Особенно важным, мне кажется умение уважать мнение «вчерашнего» единомышленника (который может стать «завтрашним единомышленником») в тот момент, когда твой взгляд на мир изменился. Такое отношение помогает опереться на опыт прошлого в себе. Постепенно приходит доверие к внутреннему голосу, и понимание, что завтра тебе может быть придется познать новый опыт, который сегодня ты не одобряешь. А с этим пониманием приходит уважение к взгляду, отличному от твоего.
Для семьи период подготовки и защиты научной работы тоже был неимоверно сложным. Моя постоянная увлеченность и погруженность научную работу, доклады и просто «зарабатывание денег» – серьезная веха в семейной жизни. В связи с этим изменение взаимоотношений в семье – есть внутренняя работа каждого ее члена. Жена и сын во многом проявили свое желание сохранить семью, доброту и уважение друг к другу. Постоянное изменение взаимоотношений внутри семьи неимоверно сложно давалось каждому ее члену.
В процессе переоценки ценностей удалось увидеть, как наши внутренние убеждения формируют реальность ежедневного опыта. Но удалось увидеть, что формирование новых убеждений («шаблонов мышления»), основанных на более широком восприятии мира возможно. Эти новые взгляды на жизнь реально формируют новый личностный опыт, однако, как это не смешно, опять ограничивают восприятие. И выход видится только в преодолении (ох уж это «преодоление») так называемого «дуального» мышления. То есть оставление взгляда в рамках «хорошо-плохо», «далеко-близко», «сильно-слабо». Все это очень интересно.
И Бац! Опять проблема. Как-то раз я заметил, что глубоко внутри я остался прежним. Прежние болячки, прежние взгляды и подходы…. Не ожидал такого увидеть. И вот теперь приходится «опять меняться». Учиться мягкости, податливости и пр.
Толчком к этим изменениям послужили занятия тай-цзи и Ансиндао. В них есть что-то такое, что притягивает меня.
Сейчас мне видится, что в любой области жизни есть люди достойные уважения: любознательные, трудолюбивые, творческие, ищущие. Не важно в какой области деятельности или самосовершенствования они работают: мойщики окон или профессора, спортсмены или водители трамваев, занимаются тай-цзи или просто шатающиеся по улицам – все едино.
Как ни странно внутренний стержень, побуждающий человека к совершенствованию присутствует в каждом и от него не убежать (были у меня и такие попытки и вернулся к тому с чего начал). При этом любое проявления внутренних устремлений зачастую пополняет опыт человека, и он возвращается (или не возвращается) к привычной деятельности уже с новым пониманием происходящих процессов. А так как внутренний мир человека некоторые считают микромоделью макрокосма, то по большому счету не важно будет ли опыт внутренним или внешним – он все равно направлен на познание высшего в себе и окружающих.
Подводя итог сегодняшнему разговору хочется сказать, что «духовный путь» мне представляется как процесс. Его основой является, по-моему, наблюдение. Отправной точкой такого процесса может являться стремление человека, направленное на «преодоление пределов» - достигнуть большего, расширить восприятие и видение. На следующем витке своего развития принцип о «преодолении пределов» перерастает, по-моему, в наблюдение естественных течений жизненного процесса, попытку определения своего места в них.
Думаю, что и дальше будут возникать новые трудности на нашем «духовном пути». Давайте не унывать. Все будет гуд.
24 декабря 2003 года. «Пишущий»
Свои мысли и отзывы по поводу данной статьи, пожалуйста, направляйте по адресу: gromself@mail.ru