Здравствуйте, Альберт!
Спасибо Вам за отклик на мое письмо. Ваше примечание вызвало у меня определенные
мысли, которые я постаралась изложить как можно проще -)
Вы правы религиозная фанатичность и духовность могут и не иметь ничего общего.
Но смотря что понимать под религиозной фанатичностью. Должна признаться, что
выразилась я достаточно жестко и неправильно применительно к тем людям, для
которых вера в Бога первоначальна по отношению к сознанию. Т.е. они сначала
верят, а потом могут находить доказательства того, что Бог существует. В настоящее
время к вере приходят другим путем через атеизм в начале, через болезни, различные
не простые ситуации в жизни… На чисто интуитивном уровне я думаю, что искренне
верующие в Бога люди более духовны. Но если честно, объяснить, что такое духовность
я не смогу. А Вы?
Но что мне совсем не понятно так это словосочетание "Высшие силы".
Если формально разбирать это понятие, то можно предположить, что это силы (во
множественном числе) исходящие не от человека, тогда возникает вопрос от кого
? Может как в язычестве от множества богов ? Этого словосочетания я не нашла
в Библии. Там есть слово "Бог". В "Каббале" древнем и тайном
учении я тоже не нашла. Там есть слова "Творец", "Создатель".
Одним словом я не понимаю ни смысла этого выражения, ни того откуда оно взялось
и что Вы вкладываете в это понятие.
Нина, большое спасибо за Ваши письма.
Дело в том, что в своей рассылке я хотел бы примирить различные мировоззренческие
и религиозные взгляды. Поэтому многие практические советы даны с учетом возможности
адаптации таких упражнений, исходя из мировоззрения читателей. Вот почему стараюсь
не углубляться в теорию, ведь любая теория имеет своих последователей и противников.
Поэтому, если какая-либо предлагаемая практика имеет применение, я не хотел
бы, чтобы от неё отказались только потому, что вместо фразы «обращение к Богу»
написано, например, «Обращение к Богам» или наоборот. Для одних приемлемо многобожие,
для других Бог един. Есть люди, которые обращаются к Вознесенным Владыкам, к
иерархии духов, ангелов и архангелов. И если я буду составлять практики с жесткими
рекомендациями, то многие откажутся от них, несмотря на практическую пользу.
Поэтому лучше предлагаемые практики рассматривать как общие рекомендации, которые
лучше всего доработать самостоятельно. И задуматься о том, что вам предлагается.
И может быть задать себе вопрос, почему молитвенное обращение составлено в виде
просьбы, а не приказа, и к определенным силам, обозначенным, как Высшие. Если
не получается, я всегда открыт для того, что дать свои дополнительные советы.
Отвечая на ваш вопрос о духовности, хотелось бы сказать, что вообще не хотел
бы углубляться в эту тему. Я уверен, что у каждого Человека сформировано своё
понятие духовности, и мне представляется более этичным не навязывать мнения
по этому поводу. Но, раз такой запрос был, могу лишь указать направление к формированию
вашего личного понятия «духовности». И давайте разбираться вместе.
Если принять тот факт, что Человек - существо трехплановое, где Дух, душа и тело взаимопроникающие и влияющие друг на друга составляющие, тогда, наверное, если человеческое сознание сосредоточено на Духе, то личность духовна, на физическом – телесна, на психическом - душевна. Личность, сосредоточенная на познании истинного Я, и признающая единственной ценностью - Человека, и избравшего служение людям, истинно духовна. Человек, живущий в Духе, тратит энергию на деятельность, которая полезна всем существам. Все три плана должны быть задействованы, но в разных пропорциях. Сосредоточение Человека на одном из планов и определяет его сущность. Соотношения внимания и энергии на телесные нужды должны быть несколько меньше чем на эмоциональные, а эмоциональные меньше, чем на вопросы развития Духа.
А дополнительно помочь в этом вопросе могут высказывания известных личностей.
Игорь Калинаускас:
Духовность как способ жить построена не на мотивации достижения, – она построена
на мотивации постижения. Это путь от смысла к смыслу, это раскрытие все новых
и новых пластов смысла нашего пребывания в этом мире. Мне кажется, что духовность
– это просто другой способ жить. Он не лучше, не хуже, не выше, не ниже. Он
другой. И первый, самый простой признак этой инаковости состоит в том, что мотивация
достижения при таком способе жить не работает, ибо нечего достигать.
Айванхов пишет по этому поводу:
Многие думают, что надо медитировать и молиться, чтобы быть духовным. Нет,
любая работа, даже духовная становится крайне прозаичной, когда в ней отсутствует
великая идея, высший идеал; и наоборот, любая прозаичная работа может быть одухотворена,
если в неё умеют внести божественный элемент. Духовность состоит не в отказе
от физической и материальной деятельности, а в работе в свете, со светом и для
света. Духовность состоит в умении использовать любую работу для духовного возвышения,
гармонизации, соединения с Богом.
Какова бы ни была задача, которую вы выполняете, вы можете связаться с любовью, мудростью, истиной, чтобы они участвовали в вашей деятельности и оживляли его.
Мысль занятая … добродетелями, освобождает в вас высшие силы и запускает их в работу. Когда вы готовите еду, ваши жесты становятся магическими. Вы можете готовить блюда, говоря: «Вот любовь, вот мудрость, вот истина». И тот, кто отведает эти блюда, тот будет озарён.
В одной из книг, описан такой эксперимент: во время приготовления пищи, женщины пытались вложить какую-либо мысль или эмоцию. Например, сонливость. Муж, отведывая угощение, начинал засыпать. Мне интересно, как действует пища, приготовленная кем- либо, если тот, кто занят приготовлением пищи, ненавидит готовить, а когда это случается, то готовит в страшном раздражении и злости, проклиная всех и вся? (Альберт)
Да, вопрос, поднятый Ниной очень интересен, и я предлагаю читателям ответить на вопрос: что Вы вкладываете в понятие духовности?