Известный народный целитель Геннадий МАЛАХОВ, чьи оздоровительные методики помогли многим россиянам избавиться от тяжелых недугов, не любит находиться в центре внимания. Он никогда не делает себе рекламы, неохотно соглашается на выступления перед публикой в больших залах и крайне редко встречается с журналистами. У него нет мобильного телефона, а установить домашний – руки не доходят. Поэтому отыскать его непросто. Тем не менее, если поставить перед собой такую задачу, ее можно запросто решить.

Формула здоровья

Известный народный целитель Геннадий МАЛАХОВ, чьи оздоровительные методики помогли многим россиянам избавиться от тяжелых недугов, не любит находиться в центре внимания. Он никогда не делает себе рекламы, неохотно соглашается на выступления перед публикой в больших залах и крайне редко встречается с журналистами. У него нет мобильного телефона, а установить домашний – руки не доходят. Поэтому отыскать его непросто. Тем не менее, если поставить перед собой такую задачу, ее можно запросто решить.

ДЛЯ ЭТОГО надо поехать в город Каменск-Шахтинский, что в Ростовской области, и пройтись по любой из его тихих немноголюдных улочек, задавая случайным прохожим один и тот же вопрос: «Вы не знаете, где живет Малахов?» Правда, повторить его придется раз 50, не меньше: даже у себя на родине целитель не стремится к славе. Однако в 51-й раз вам наверняка повезет, и кто-то обязательно покажет дорогу к стоящему на окраине города дому.

А вот и сам хозяин – высокого роста, атлетического сложения, спокойный, добродушный, немного замкнутый, но легко входящий в контакт человек. Находясь рядом с ним, возникает невольное желание высоко поднять голову, подтянуть живот, расправить плечи и... И еще хочется быть таким же, как он: уверенным в себе, сильным, здоровым.

 – Геннадий Петрович, как случилось, что здоровье стало делом вашей жизни?

 – До некоторых пор я не имел к медицине никакого отношения. В роду у меня не было ни знахарей, ни врачей. С детства я увлекался спортом, поэтому сразу после армии поступил в институт физкультуры и успешно окончил его. Однако уже в молодости у меня начались серьезные проблемы со здоровьем. Сколько ни обращался к врачам – все без толку. И тогда я решил попробовать исцелить себя сам.

Поскольку никаких чисто медицинских знаний у меня не было, для начала пришлось проштудировать массу специальной литературы. Одновременно некоторые методики испытывал на себе.

В результате у меня накопился, во-первых, огромный теоретический багаж, во-вторых, личный опыт и, в-третьих, что, пожалуй, самое главное, за годы кропотливого труда и неустанной работы над собой я избавился от всех болезней.

На свои деньги издал первую книжку о том, как мне удалось вернуть здоровье. Продолжаю писать книги об оздоровлении и по сей день, по-прежнему проверяя все изложенное в них на себе, а также отвечаю на многочисленные письма тех, кто эти книги читает.

 – Почему, на ваш взгляд, люди болеют?

 – Я рассматриваю человека как единую, неразрывно связанную с окружающей средой и космическим пространством систему, которая ежесекундно пропускает через себя различные энергоинформационные потоки. Если все идет нормально и на пути этих потоков не возникает никаких препятствий – человек практически здоров. Если же в этом процессе возникают какие-то сбои – в организме начинает развиваться болезнь.

Ну, скажем, известно, что поток информации проходит через человеческое сознание. Его материальными представителями в организме являются головной и спинной мозг, а также нервная система. Если у человека есть какие-то отрицательные черты характера или вредные привычки, что свидетельствует о его психическом нездоровье, эта информация постепенно (у одних в течение 5, у других – в течение 10 и более лет) как бы опускается с психического уровня на физиологический и проявляется в виде того или иного заболевания.

Чтобы этого не произошло, надо как можно скорее искоренить вредные привычки и разумно относиться к любой информации. Не обижаться на чьи-то плохие слова. Узнав о чем-то неприятном, не впадать в депрессию. Не принимать близко к сердцу сенсационные новости, услышанные по радио или телевидению.

Надо быть поосторожнее со своими мыслями, особенно с плохими. Ведь любая мысль – это информационный поток, посылаемый нами в пространство, во Вселенную. А Вселенная – это как гладь пруда. Бросили с берега в пруд камушек – от него круги пошли. Куда? К берегу. Так и посланная мысль возвращается из Вселенной к тому, кто ее послал. Поэтому не возмущайте Вселенную плохими мыслями – это отразится прежде всего на вашем же здоровье.

 – Неужели, для того чтобы быть здоровым, достаточно только одного: научиться управлять своим сознанием?

 – Не только. Моя формула здоровья, которую я вывел, обобщив все накопленные знания и собственный опыт, базируется на шести составляющих. Первая составляющая – это сознание. К сожалению, мы живем в атмосфере социальной напряженности и несправедливости. Если человек не защищен от этого своим сознанием, его начинает ломать. Если же сознание человека находится на должном уровне, то он всегда сможет направить в нормальное русло и свой образ жизни, и привычки, и мысли, и чувства, и эмоции.

Вторая составляющая – дыхание. Обычно мы не обращаем внимания на дыхание. Между тем дышать можно по-разному. Недостаточность дыхания вызывает кислородное голодание. Напротив, чрезмерно сильное и частое дыхание приводит к спазмам и потере сознания. При неправильном дыхании человек может заболеть, как утверждал Бутейко, 156 видами заболеваний.

Третья составляющая – питание. Но питаться, как и дышать, надо правильно. Скудное или несбалансированное питание ведет к дистрофии, переедание – к зашлаковке организма, обильному размножению вредных микроорганизмов, что влечет за собой массу всевозможных патологий – от легкого авитаминоза до онкологии.

Четвертой составляющей здоровья является кожа. Кожа связана со всеми внутренними органами. Воздействуя на определенные участки кожи, можно целенаправленно влиять на функцию определенных внутренних органов. Точно так же состояние внутренних органов отражается на состоянии кожи. Не случайно ее называют зеркалом здоровья.

Пятая составляющая – это иммунитет. Иммунитет обеспечивает защиту организма от армии разнообразных паразитов: от вирусов и бактерий до глистов. Поэтому роль иммунитета в том, болен человек или здоров, вполне очевидна.

И, наконец, последняя, шестая составляющая – это движение. Благодаря движению активизируются все предыдущие составляющие. Недостаток движения ведет не только к ослаблению мышц, но вызывает общую слабость, ускоряет процессы старения.

Эти составляющие можно назвать по-другому: естественные целительные силы. Умело работая с ними, каждый в принципе способен лечить, оздоравливать и омолаживать свой организм самостоятельно – без таблеток, поликлиник и больниц. > – Кого, согласно вашей формуле, можно назвать здоровым человеком?

 – У здорового человека естественные целительные силы характеризуются следующими параметрами.

Сознание – постоянное преобладание приподнято-радостного настроения, отсутствие сильных отрицательных переживаний, навязчивых мыслей и усталости, любознательность.

Дыхание – здоровый человек делает 5-7 дыхательных циклов в минуту (один дыхательный цикл – это вдох, выдох и пауза между ними); чем меньше дыхательных циклов в минуту, тем здоровее человек.

Питание – насыщение небольшим количеством натуральной пищи, постоянное ощущение небольшого чувства голода (это говорит о том, что человек не переедает), легкий, колбасообразный стул после каждого приема пищи (это означает идеальную работу пищеварительного тракта).

Кожа – чистая, красивая, без всяких изъянов и неприятных запахов; через такую кожу прекрасно регулируется теплообмен.

Иммунитет – отсутствие каких-либо недомоганий, болезненных состояний и явно выраженных симптомов того или иного заболевания, быстрое заживление ран, порезов, ожогов.

Движение – эластичные, выносливые, умеренно сильные и пропорционально развитые мышцы, хорошая гибкость всех связок и суставов.

К тому же здоровый человек имеет хорошую осанку, пропорционально сложен, имеет небольшую прослойку жира, практически не устает, отличается доброжелательностью, в экстремальных ситуациях ведет себя трезво, разумно, без лишнего эмоционального напряжения.

 – С чего вы посоветовали бы начать тому, кто болел-болел и наконец-таки решил заняться оздоровлением?

 – Человеку, вступающему на путь самооздоровления или уже занимающемуся этим благородным делом, надо понять простую, но важную истину: добиться ощутимого эффекта можно только тогда, когда будут задействованы все названные мной целительные силы в комплексе. Многие думают: весной я сделаю очистительные процедуры, летом поголодаю, осенью похожу в тренажерный зал, а зимой поработаю над своим сознанием – и буду здоровым. При таком подходе к лечению, оздоровлению и омоложению ничего не получится: эффект будет нестоек или его не будет вообще.

Самая распространенная ошибка заключается в том, что люди в самооздоровлении, как, впрочем, и в жизни, стараются идти по пути наименьшего сопротивления. Вместо того чтобы перейти на правильное питание, они периодически устраивают легонькое очищение с помощью клизм или непродолжительного голодания. Вместо того чтобы систематически давать своему организму физическую нагрузку, они иногда, в зависимости от настроения, делают утреннюю зарядку. Вместо того чтобы постоянно избавляться от таких пороков, как зависть, вспыльчивость, высокомерие, алчность, и другой скверны, они делают это от случая к случаю. Это не что иное, как самообман. Но организм-то не обманешь.

 – Допустим, через 2-3 года усиленной работы над собой по всем шести направлениям человек почувствовал, что здоров. Можно ли сделать передышку в оздоровительном марафоне?

 – Это вторая грубейшая ошибка. Получив хорошие результаты, человек начинает давать себе слабинку то в одном, то в другом. В итоге все, что было приобретено за годы работы над собой, быстро теряется.

Запомните: самооздоровление – это не однократная акция. Это образ жизни, образ мыслей, стиль поведения. Это упорная, вдумчивая и регулярная работа, требующая терпения, силы воли и самодисциплины. Срок этой работы – вся человеческая жизнь.

 – Я слышала, что у некоторых людей, едва они начинают заниматься по вашим, методикам, происходит не улучшение, а, наоборот, резкое ухудшение здоровья...

 – Бывает и такое, но не надо пугаться и бросать занятия. Это вполне нормальная реакция организма, подтверждающая, что процесс пошел – организм начал освобождаться от накопившейся в нем гадости.

Например, во время очищения человек может испытывать сильные приступы недомогания: мигрени, боли в области живота, почек, мочевого пузыря, расстройство функций желудочно-кишечного тракта. Возможны аллергия, кожная сыпь. Иногда даже фурункулы вскакивают, меняются показатели крови.

Если человек строго придерживается тех рекомендаций, которые даны в моих книгах, то пусть подобные изменения его не тревожат. Надо запастись терпением и продолжать самоисцеление по полной программе. Через какое-то время (для каждого это индивидуально) обязательно наступит переломный момент и оздоровительный процесс начнет набирать обороты.

 – Геннадий Петрович, а что входит в вашу повседневную оздоровительную программу?

 – Каждое утро я выполняю примерно 30-минутный комплекс упражнений, направленных в основном на повышение гибкости позвоночника и укрепление мышц спины. После этого в любую погоду я выхожу во двор и минут 10 дышу по-стрельниковски, делая быстрый энергичный вдох через нос и такой же быстрый выдох через рот.

Три раза в неделю примерно по часу я занимаюсь тяжестями. Поднимаю гантели – это хорошая нагрузка на руки. Затем жму гирю весом 24 кг 10-15 раз, делая 3 таких подхода. В конце занятий обязательно качаю пресс на самодельном тренажере с нагрузкой в 35 кг – делаю 3-4 подхода, по 15 качаний каждый подход. Время от времени на том же тренажере подкачиваю ноги и руки с нагрузкой от 50 до 70 кг – 5 подходов, по 10 качаний каждый подход.

 – А как питаетесь?

 – Утром я не завтракаю, пью только чистую воду или травяной отвар. Ем один раз в день, в обед. Как правило, жена готовит на первое суп или борщ, на второе – кашу или мясо с овощами. Вечером я стараюсь не есть, разве что немного фруктов или сыра (я его очень люблю). Хлеба ем очень мало. Чай пью без сахара, заменяя его медом.

Вообще я был ужасным сладкоежкой. При переходе на систему правильного питания мои пищевые привычки сильно изменились. Если раньше я часто позволял себе полакомиться тортиком, то теперь это случается в основном по праздникам. Причем съем небольшой кусочек – и больше не хочется.

 – Если не секрет, какие тортики любите?

 – Честно говоря, самые вредные для здоровья: такие жирные, с масляным кремом и большими яркими розами.

 – А как часто голодаете?

 – Я испробовал на себе все виды голодания. Голодал и по 40, и по 20, и по 14, и по 7 суток. И пришел к выводу: если человек правильно питается, нет никакой необходимости устраивать продолжительные голодания, потому что переносить их все-таки нелегко, да и выход из них требует большой силы воли, чтоб не сорваться и не наброситься на еду.

Продолжительные голодания полезны на начальном этапе оздоровления организма. Они помогают ему освободиться от всякой дряни, вместе с которой из организма уходят и многие болезни. Если же человеку по предложенной мною или по какой-то другой системе удалось привести свое здоровье в относительно нормальное состояние, достаточно голодать всего один раз в неделю по 24 или 36 часов. При этом надо, естественно, в остальное время правильно питаться.

Если втянуться в этот процесс, то помимо оздоровления вы очень скоро получите еще один не менее важный результат: у вас изменится отношение к жизни. Вы почувствуете необыкновенную легкость в теле, а в душе – гармонию, покой, умиротворение. Словом, жизнь станет вам в радость. А ведь это так необходимо каждому из нас... Очень важно, чтобы, приступая к самоисцелению, человек верил в успех. Он должен дать себе установку на укрепление здоровья. Это так называемая мотивация, которая зависит от степени сознания и развития. Если нет веры в успех, не стоит и начинать: результата не будет. Только зря время и силы потратите.
Физическому оздоровлению должно предшествовать оздоровление духовное. Вредные привычки и негативные черты характера плохо влияют на организм. Постарайтесь избавиться от них в первую очередь: не злитесь, не завидуйте, не мстите, никого не осуждайте, не обижайтесь сами и не обижайте других. Сделать это непросто. Потребуются время, настойчивость, выдержка. Но иного пути нет. Без мира, гармонии и согласия в душе обрести полноценное здоровье невозможно. = Наталья РОСТОВА =

Первая целительная сила - сознание

Напомним, что формула здоровья Геннадия Малахова базируется на шести целительных силах. Это сознание, дыхание, питание, кожа, иммунитет и движение. Научившись управлять ими, можно восстановить, сохранить и укрепить свое здоровье без поликлиник, больниц и лекарств. Сегодня в центре нашего внимания первая и, по мнению Малахова, главная целительная сила – сознание.

Большинство людей, решивших встать на путь самооздоровления, совершают грубейшую ошибку, начиная работу над собой с чего-то одного. Кто-то меняет систему питания, кто-то зацикливается на дыхательной гимнастике, кто-то ограничивается утренней зарядкой. Все это надо делать в комплексе. Причем, какую бы оздоровительную программу вы ни выбрали, начинать надо с работы над своим сознанием. Это фундамент вашего здоровья. Все остальное – надстройка, которую можно сознательно корректировать в ту или иную сторону по мере необходимости.

МНОГИЕ не верят, когда им говоришь, что достаточно изменить свой характер или искоренить вредные привычки, как их физическое состояние заметно улучшится. Между тем это действительно так, и тому есть немало практических подтверждений. Поэтому, чтобы жить долго, счастливо и быть здоровым, надо прежде всего привести в порядок собственное сознание, поскольку от того, в какую сторону оно ориентировано, зависит не только здоровье человека, но и его судьба.

Скажи, каковы твои побуждения, и я скажу, кто ты

В ОСНОВЕ работы над сознанием лежит формирование мотиваций или побуждений. Главных побуждений шесть: самосохранение, продолжение рода, стремление к лидерству, свободе, справедливости и творчеству. Они вытекают друг из друга естественным образом, причем каждое последующее побуждение является сильнее предыдущего.

Например, таким важным побуждением, как самосохранение, зачастую пренебрегают при сильно выраженном побуждении к продолжению рода. Согласитесь, человек в некоторых случаях готов пожертвовать собственной жизнью ради защиты своей семьи. Борьба за лидерство побуждает человека порой пренебрегать как самосохранением, так и продолжением рода. Борьба за свободу нередко отодвигает на задний план побуждения лидерства, продолжения рода и самосохранения. А ради справедливости некоторые люди готовы пожертвовать всем (сколько на этой почве возникало семейных раздоров, межнациональных конфликтов и войн!). И наконец, побуждение к творчеству затмевает все остальные: когда человек отстаивает истину, его больше ничто не интересует. Вспомните Джордано Бруно, который за свои убеждения был сожжен на костре, но не отрекся от них.

Рассмотрим детально каждое из этих побуждений.

Самосохранение.

Это побуждение свойственно всем живым существам. Однако степень его выраженности может быть различной – слабой, нормальной и сильной.

Слабая степень самосохранения наблюдается у людей, которые по тем или иным причинам разочаровались в жизни и потеряли к ней интерес. Они ведут такой образ жизни, который разрушает их организм (алкоголики, наркоманы, бомжи и просто опустившиеся личности). Чтобы вытянуть человека из такого состояния, надо создать мощную мотивацию, способную переориентировать его сознание.

Нормальная степень самосохранения характеризуется умеренными или регулярными заботами о собственном здоровье, выполнением каких-то оздоровительных программ и мероприятий. У этих людей имеется здоровый интерес к жизни, и они понимают, что хорошее здоровье позволяет им получать необходимые жизненные блага, помогает реализовывать себя. В зависимости от своего интеллектуального развития они подбирают те или иные оздоровительные программы и дисциплинированно их выполняют.

Сильная степень самосохранения наблюдается у лиц с повышенной самооценкой. Обычно они ставят свои личные интересы выше общественных, желают сохранить самих себя как можно дольше, поэтому тщательно и изощренно заботятся о собственном здоровье, тратя на это много времени и средств.

Люди с сильно выраженной степенью самосохранения предельно осторожны, рассудительны, предрасположены к недоверчивости и подозрительности. Как правило, они избегают риска и не участвуют ни в каких авантюрах, склонны к стабильности, боятся высоты, воды и больших скоростей. Они чувствительны к обидам, самолюбивы и на этой почве весьма уязвимы.

Продолжение рода.

Это побуждение основано на бескорыстной заботе человека о человеке в целях общего выживания. Оно делится на три вида, которые в целом и обеспечивают общее выживание: побуждение к половой близости (сексуальности), побуждение к заботе о потомстве и побуждение к бескорыстному служению другим людям. Степень выраженности этих побуждений тоже может быть различной – от низкой до чрезмерной. Побуждение к половой близости вполне естественно и направлено непосредственно на продолжение рода. Чрезмерное и ненормальное выражение этого побуждения делает человека своего рода придатком к его половым органам и истощает организм. Наоборот, сдерживание и ущемление этого побуждения вызывает мощнейший внутренний протест, бурю разрушительных эмоций, потерю интереса к жизни.

Побуждение к заботе о потомстве тоже естественно и нормально. Оно вызывает эмоции радости, удовлетворения, мира, верности, спокойствия и гордости. Если оно слишком низко, то, кроме раздражения своим потомством, ничего не вызывает. Наоборот, при чрезмерном выражении оно подчиняет человека интересам семьи. Такой человек живет только заботами детей, постоянно переживает и волнуется за них, излишне опекает. В конце концов в постоянных заботах о потомстве человек теряет сам себя. В конце жизни его подстерегает разочарование на этой почве.

Побуждение к бескорыстному служению другим людям начинается с семейных уз, является основой дружбы и переходит на различные виды благотворительности. При слабом выражении этого побуждения человек обычно бывает эгоистом и скрягой. В жизни он одинок. При сильном – он живет нуждами и заботами других людей. Такому человеку семью и друзей заменяют обездоленные, больные, немощные люди, не способные самостоятельно позаботиться о себе. Тем, в ком побуждение к бескорыстному служению людям выражено сильно, свойственны доброта, отзывчивость, сопереживание. Они воспринимают несчастье, боль и болезнь другого человека сильнее, чем свою собственную. Тем не менее это приносит им полное удовлетворение и спокойствие.

Стремление к лидерству.

Обычно люди, у которых выражено это побуждение, являются лидерами от рождения. Их отличает логичность мышления, способность к критике и самокритике, к прогнозированию развития событий и к восприятию нового. Они знают, чего хотят и как достигнуть желаемого, упорны, целеустремленны, настойчивы в достижении цели. Для них характерны такие качества, как деловитость и практичность, разборчивость в людях, эмоциональная сдержанность и сила воли. Большое значение они придают карьере. Они уважают табель о рангах и охотно подчиняются более сильному лидеру. Их труд направлен на благо общества.

Но есть множество людей, которые при отсутствии указанных качеств тоже стремятся к лидерству, опираясь на собственные амбиции и завышенную самооценку. Их притязания на роль лидера обычно с треском проваливаются, что вызывает в их сознании разного рода недовольства, раздражения и подозрительность. Это толкает их на разные поступки по устранению возможных конкурентов.

Если такие люди становятся лидерами, то они создают вокруг себя напряженную нервозную атмосферу, что не способствует процветанию возглавляемого ими коллектива. Они давят на коллег своей авторитарностью, создавая нездоровую обстановку. Нечто подобное происходит и в семьях, когда один человек, претендующий на роль лидера, навязывает свой стиль жизни другим членам семьи.

Стремление к свободе.

Желание быть свободным проявляется практически всегда и везде, если в каких-то совместных действиях участвует два или более субъекта. Стремление к свободе проявляется по-разному. Это может быть самопроизвольный процесс, когда один человек сознательно уступает инициативу другому, более опытному и пробивному. Это может быть борьба, в результате которой происходит подчинение и подавление. Возможны и иные варианты.

Процессы борьбы за свободу разыгрываются практически в каждой семье. Вначале в этой борьбе участвуют муж и жена, а затем – родители и дети. В зависимости от накала этой борьбы складывается та или иная семейная атмосфера, которая либо благоприятствует, либо идет в ущерб здоровью членов семьи.

Стремление к свободе указывает на относительно высокую степень самосознания и духовного развития человека. Такой человек не мыслит свою жизнь, когда его в чем-то ограничивают, навязывают не свойственный ему стиль мышления, поведения, ущемляют его права.

Стремление к справедливости.

Существует немало примеров, когда за справедливость, достойную жизнь люди жертвовали всем, ибо знали: если им удастся отстоять справедливость, то они смогут удовлетворить и все остальные свои побуждения. Обычно люди желают справедливых условий жизни в обществе, в семье, справедливости в отношении лидерства, свободы действий, возможности к самореализации.

У каждого человека стремление к справедливости и собственному достоинству проявляется в разной форме. Одни люди могут мириться с несправедливым отношением к себе, а другие ради восстановления справедливости готовы жертвовать своими нервами, временем, здоровьем. Для них принцип «око за око, зуб за зуб» имеет первостепенное значение.

Нарушение справедливости по отношению к конкретному человеку в большинстве случаев вызывает в нем отрицательные эмоции, переживания и обиды. От того, насколько человек склонен к уходу в обиду, а также от его последующих действий зависит его здоровье.

Стремление к творчеству.

Это побуждение, вызывающее особое удовлетворение, позволяет человеку через творчество выразить самого себя. Жизнь человека на всех уровнях пронизана творчеством. Чем выше степень духовного развития человека, тем возвышеннее, благороднее и полезнее его творчество.

На начальном этапе своего творческого развития человек склонен активно вмешиваться в окружающую его природу и мир. Вершинами творения считаются огромные сооружения (города, заводы, туннели, гидроэлектростанции, аэродромы, космические корабли, морские суда и т. д.), которые впоследствии начинают сильно влиять на экологию, ухудшают климат. На последних этапах творческого развития человек понимает всю пагубность подобного творчества и творит сам себя так, что становится независимым, всезнающим, всемогущим без всяких технических средств. Главным творческим инструментом такого человека является сознание: мысль, вера и воля.

Высокодуховно развитые люди понимают, что Природа – очень сложное и вместе с тем гармоничное образование. Любое произвольное вмешательство в нее порождает непредсказуемые последствия. По этой причине такие люди не вмешиваются в природные процессы, а предпочитают работать над своей собственной, внутренней природой.

В конце концов индивидуальное творчество заменяется служением некой Единой Животворящей Силе, в результате чего из человеческой природы окончательно изживаются последние штрихи эгоизма. Божественная частица под названием «человек» возвращается в породившее ее лоно Животворящей Силы и служит ему с благоговением и любовью, наслаждаясь и радуясь этой возможности – возможности осознанного служения некоему божественному началу. В этом и состоит конечная цель духовного развития.

К здоровому телу через здоровый дух

ПОБУЖДЕНИЯ указывают на степень духовного развития человека. Чем выше духовное развитие, тем более выражены у человека побуждения к творчеству, справедливости и свободе. И наоборот, чем ниже духовное развитие, тем более выражены побуждения самосохранения, продолжения рода и лидерства. Работая над своими побуждениями, человек все выше и выше поднимается по ступеням духовного развития, постепенно приближаясь к духовному совершенству.

Побуждения к творчеству, справедливости и свободе постоянно конфликтуют с побуждениями к самосохранению, продолжению рода и лидерству, заставляя человека делать выбор. Этот выбор во многом определяется понятием «совесть» и служит основой духовного здоровья человека. Раздираемый противоречиями между указанными побуждениями, человек сильно мучается – он духовно нездоров. Борьба противоречий делает нездоровой психику. Ну а с психического уровня через головной мозг, нервную и эндокринную систему духовное и психическое нездоровье сбрасывается на весь организм, вызывая физическое нездоровье, проявляющееся во всевозможных болезнях.

Например, человек решает – совершать ему тот или иной поступок, который повысит уровень его биологических (социальных) потребностей в ущерб другим людям, либо не совершать и остаться на прежнем уровне биологических (социальных) потребностей. Допустим, выбор сделан в сторону улучшения своего благосостояния. При этом голос совести говорит о несправедливости по отношению к другим людям. В сознании возникают негативные мысли, эмоции, настроения. Начинает страдать психика, а через нее разрушается и тело.

Вообще само возникновение ситуации, когда человеку приходится что-то из чего-то выбирать, уже указывает на его духовное нездоровье. У духовно здорового человека никогда не возникает необходимости делать какой-то выбор. Он его уже давно сделал и просто живет, уверенно идя по избранному пути.

Все хорошо в меру

ЧТОБЫ добиться духовного, психического, а значит, и физического здоровья, человек должен прежде всего познать самого себя. Для этого очень важно определить в себе степень выраженности каждого побуждения. Подобный анализ способствует глубинному, фундаментальному познанию человеком самого себя, истоков своих личностных особенностей, осознанию им причин своей неудовлетворенности и как следствие – причин своих жизненных неудач и болезней. Это истинный ключ к самосовершенству и самоисцелению.

В результате тщательного анализа своих побуждений необходимо заняться проработкой каждого побуждения в отдельности, стремясь усилить слабо выраженные побуждения, а побуждения, проявляющиеся особенно активно, немного ослабить. Нельзя допускать того, чтобы, с одной стороны, какое-либо из побуждений было полностью подавлено. Однако, с другой стороны, не менее опасно чрезмерное, гипертрофированное выражение того или иного побуждения. Постоянно работая над своим сознанием, человек должен добиться естественного, нормального проявления всех шести побуждений. Только в этом случае он будет жить в гармонии с самим собой и чувствовать себя здоровым.

Правда, нередко то или иное доминирующее побуждение во многом определяет призвание человека, его предназначение и судьбу, позволяет человеку понять, зачем он пришел в этот мир, помогает ему точнее определить свое место в жизни. В этом нет ничего плохого. Просто надо следить за тем, чтобы это доминирующее побуждение не стало гипертрофированным. Чем это чревато?

Скажем, при гипертрофированном побуждении к самосохранению человек сверхтщательно моет руки, употребляет в пищу фрукты и овощи только после их ошпаривания кипятком, проявляет чрезмерную щепетильность в плане личной гигиены, отказывается пользоваться общественным транспортом (из-за боязни аварий), общественной баней или туалетом (из-за боязни подхватить какую-нибудь заразу). Такой человек обычно отгораживается от других людей, живет как бы сам с собой. Он не может в полной мере ощутить всей прелести жизни и от этого страдает, что отражается на его самочувствии.

Когда гипертрофировано побуждение к продолжению рода, связанное с излишней заботой о детях, имеет место родительский фанатизм. Такой человек живет только для детей. Своей жизни для него не существует. Он чувствует себя обделенным и глубоко несчастным.

Когда гипертрофировано побуждение сексуальности, человек может превратиться в сексуального маньяка. При сверхвыраженном побуждении к лидерству наблюдается сверхкарьеризм. Для такого человека ничего, кроме карьеры, не существует. Ради продвижения по служебной лестнице он способен на любую подлость. Он очень болезненно воспринимает служебные неудачи и сильно переживает по этому поводу.

Когда гипертрофировано побуждение к свободе, человек везде и во всем видит ограничения, которые, как ему кажется, ущемляют его свободу. Такой человек крайне неуживчив. Подобными качествами обладают и люди с гипертрофированным побуждением к справедливости. Они вечно чем-то недовольны, сварливы, чрезмерно сосредоточены на своих переживаниях, связанных с вопросами личной свободы, собственного достоинства и справедливости.

При гипертрофированном побуждении к творчеству возникает творческий фанатизм, когда человек, кроме идеи и работы по ее реализации, ничего другого не видит и не хочет видеть.

Люди, одержимые тем или иным побуждением, готовы сломать себе шею, но не отступиться от него. Нередко они рискуют не только здоровьем, но и жизнью, поэтому гипертрофированное проявление побуждений – довольно опасное явление.

Не менее опасное состояние возникает в сознании человека, если какое-либо из побуждений подавляется или сдерживается. Так, подавление побуждения самосохранения вызывает тревогу и страх. Подавление побуждения продолжения рода вызывает чувство вины и муки совести. Подавление побуждения лидерства вызывает неудовлетворенность, агрессивность, враждебность.

При подавлении любого из побуждений в сознании человека обычно главенствующее место занимают такие эмоции, как тоска, апатия, безразличие. Человек впадает в депрессию, внутренне ломается, теряет интерес к жизни. На этом фоне в организме развиваются различные психосоматические заболевания. Чтобы этого не произошло, надо, проанализировав свои побуждения и оценив степень их проявления, заняться тщательной проработкой каждого из них.

Путь к себе

РАССМОТРИМ, как с помощью сознания можно управлять побуждениями. Сравним человека с лампочкой. Представим, что сама лампочка – это человеческий организм, спираль в ней – сознание, а проходящий через спираль электрический ток – протекающие в организме информационно-энергетические процессы, обуславливающие психическую активность. Как известно, любая электрическая лампочка рассчитана на определенный электрический ток. Если ток нормальный, то лампочка светит ровно и хорошо. Если ток недостаточен, то спираль накаляется слабо и освещение плохое. Если ток слишком сильный, то спираль быстро перегорает и лампочка выходит из строя.

Если перенести это сравнение на человека, то окажется, что для нормальной жизнедеятельности необходим определенный уровень психической активности. Если он недостаточен – проявления жизненной силы в человеческом организме вялы и слабы. Если же он чрезмерен – жизненный ресурс быстро истощается. Каждый человек должен в процессе самопознания определить оптимальный уровень своей психической активности, при котором он будет чувствовать себя наиболее комфортно, чем бы он ни занимался.

Психическая активность за счет своих составляющих – чувственных ощущений, мыслей, эмоций, настроения, аффектов, страсти, речи – может понижать, нормализовать, повышать или чрезмерно повышать протекание физиологических процессов в человеческом организме, что можно использовать в целях самооздоровления.

Возьмем, например, такую составляющую психической активности, как речь. Известно, что на любого человека особое влияние оказывают произнесенные в его адрес слова. Приветливые, ободряющие действуют подобно лекарству. Враждебные, оскорбляющие подобны сильному яду. Причем сила бранного слова заключается не столько в громкости звука, сколько в смысле сказанного.

Особенно опасны проклятия. Содержащаяся в проклятии информация, внедрившись в организм проклинаемого человека, начинает медленную разрушительную работу, в результате чего человек начинает болеть. Однако страдает не только проклинаемый человек, но и тот, кто его проклинает, поскольку он является источником разрушительной информации. Эта информация создается в его организме и частично там оседает. Вот почему, чтобы быть здоровым, надо следить за своими словами, мыслями, поступками.

Кроме того, надо постоянно работать над своим характером. Ведь в зависимости от черт характера человек по-разному воспринимает свои успехи и неудачи, взлеты и разочарования. Это порождает в его сознании совершенно разные чувства, мысли, эмоции, настроения, которые оказывают стимулирующее или подавляющее влияние на протекающие в организме жизненные процессы. А от них, в свою очередь, зависит, будет ли человек в дальнейшем здоров или будет болеть.

Для достижения крепкого здоровья человек первым делом должен определиться в жизни, занять в ней достойное место. От этого зависит его духовное здоровье. Для обретения духовного здоровья человек должен познать себя и на основе сделанной им самооценки найти свое «место под солнцем». Вот наиболее важные вопросы, на которые следует ответить, приступая к духовному оздоровлению.

Во-первых, надо понять, что такое жизнь и для чего она вам нужна. Мой ответ таков: жизнь – это вселенское явление, которое струится через меня. Я живу и прогрессивно развиваюсь с учетом ее закономерностей – от простого к сложному, от малого к великому.

Во-вторых, с учетом своих побуждений надо определить свой стиль жизни и род занятий: выбрать профессию, определиться в своих отношениях к семейной жизни, друзьям, окружающим. Надо так построить свою жизнь, чтобы никому не мешать и как можно меньше зависеть от кого бы то ни было. Нельзя теряться, опускать руки, сталкиваясь с трудностями, но и не стоит впадать в чрезмерный восторг по поводу каких-то радостей, успехов, удач. Надо принимать все так, как оно есть: естественно и разумно. При этом очень важно трезво оценивать свои способности, соразмерять свои желания и потребности с реальными возможностями и никогда не ставить перед собой недостижимых целей и невыполнимых задач.

В-третьих, раз определившись по всем основополагающим направлениям, желательно придерживаться избранного пути всю оставшуюся жизнь. Это позволит избежать различных разочарований, ненужных волнений и суеты. Конечно, какие-то изменения возможны, но они не должны уводить вас в сторону от первоначально намеченной траектории.

Как узнать, правильно ли вы определились в жизни? Главным критерием будет ваше состояние. Вы почувствуете покой и умиротворение. Вас не будут волновать такие отрицательные состояния сознания, как зависть, ревность, обида, недовольство, раздражение, тревога, страх. Вы перестанете негодовать по поводу отрицательных проявлений жизни, перестанете осуждать окружающих вас людей, перестанете обижаться сами и обижать других. Вы будете воспринимать людей такими, какие они есть, без подключения отрицательных эмоций.

К основным методам, которые позволяют человеку достичь духовного совершенства, относятся молитвы, размышление, чтение духовных книг, беседы с продвинутыми людьми, пост, бдение, затвор, обет молчания, обет целомудрия, смирение, покаяние, медитация.

Молитва помогает человеку очиститься духовно, избавиться от дурных помыслов и поступков, исправить отрицательные черты своего характера, жить по высоким нравственным законам.

Размышление и чтение духовных книг позволяют человеку лучше познать самого себя, понять свое жизненное предназначение, быстрее и точнее определиться с выбором главного направления в жизни.

Большой вклад в этот процесс вносят и беседы с продвинутыми людьми. Они к тому же помогают своими разъяснениями и наставлениями, предостерегают от возможных ошибок, оказывают моральную и духовную поддержку, вселяют уверенность в правильности избранного вами пути.

Остальные из ранее перечисленных средств направлены на то, чтобы поставить под контроль свои побуждения и разумно их использовать. Например, побуждение к самосохранению ставится под контроль с помощью поста и бдения. Пост – это сознательное ограничение необузданных плотских желаний и чрезмерных потребностей в пище, а также искоренение вредных привычек, страстей, эмоций.

Бдение – это бодрствование в ночное время с целью противостояния чувству усталости, воспитания волевых качеств. В более мягком варианте – это поддержание своего сознания в активном состоянии в течение всего дня в противовес лени, пассивности, сну в дневное время.

Побуждение к продолжению рода при его повышенном проявлении, когда человек постоянно находится под влиянием любовной страсти, ставится под контроль с помощью обета целомудрия. Это сознательное воздержание от общения с лицами противоположного пола. Обычно обет целомудрия длится до тех пор, пока эта проблема не перестает волновать человека.

Побуждение к лидерству ставится под контроль с помощью обета молчания, смирения и затвора. Обет молчания дается на определенное время, в течение которого человек ни с кем не разговаривает. В результате ему удается справиться с собственными амбициями, пустословием, произвести переоценку своих способностей.

Смирение – внутреннее успокоение в результате осознанного контроля над своими эгоистическими проявлениями.

Затвор – добровольное изолирование себя на определенное время от общения с окружающими, благодаря чему у человека появляется возможность лучше проработать свои побуждения, приведя их к разумной норме.

Покаяние – осознание и оценка совершенных в прошлом поступков. То, что совершалось ранее для удовлетворения своих эгоистических потребностей и считалось нормальным, через некоторое время подвергается беспристрастной оценке, в результате чего человек понимает, что был не прав, и раскаивается в содеянном. У него возникает потребность попросить прощения или каким-либо поступком загладить свою вину и никогда так больше не поступать.

Большое значение для духовного здоровья имеет общение с природой. Красота лесов, полей, лугов, гор, рек, неба, озер приводит сознание человека к естественной гармонии. Природа является очень мощным фактором в лечении душевных травм и переживаний, способствует возвышению человеческих чувств.

Все эти средства можно с успехом применять в практике собственного духовного развития, ставя с их помощью под контроль те побуждения, которые, на ваш взгляд, проявляются слишком сильно и которые следует немного пригасить.

По большому счету духовное здоровье – это первооснова здоровья физического, потому что, если человек правильно выбрал свой жизненный путь, он удовлетворен жизнью. У него все в порядке и на работе, и дома, и в отношениях с людьми. У него нет поводов для волнений. Его душа спокойна. Никакие стрессы и неурядицы не смогут выбить его из колеи. Он постоянно находится в состоянии гармонии и душевного равновесия, что способствует нормальному протеканию в организме всех физиологических процессов. Поэтому человек с высокой степенью духовности и физически здоров.

О главенствующей роли духовного здоровья свидетельствует такой пример. Допустим, человека оскорбили. При гипертрофированных побуждениях свободы, достоинства, справедливости его реакция на оскорбление выразится покраснением лица, приливом крови к голове, негодованием, раздражением, учащенным дыханием и сердцебиением, повышенной выработкой адреналина, энергичной жестикуляцией. Все это не лучшим образом отразится на его самочувствии, то есть на физическом здоровье.

О чем это говорит? О том, что с духовностью у этого человека не все в порядке, поэтому он и реагирует так бурно на создавшуюся ситуацию. Обычно в этом случае человеку советуют контролировать свои эмоции, чувства, слова и поступки. Но первопричина кроется в другом – в степени проработки, подчинения и постановке под сознательный контроль своих побуждений. Если они тщательно проработаны и сознательно контролируются человеком, то возмущающих эмоций и строений в ответ на оскорбление не возникнет и оскорбление никоим образом не повлияет на физическое здоровье.

Здесь главное – понять следующее. Если в вашем сознании побуждения достоинства и справедливости выражены нормально, вы и на оскорбление прореагируете нормально – сдержанно, спокойно, без сотрясений воздуха. Если же они у вас сильно выражены, оскорбление вызовет в вашем сознании целую бурю эмоций со всеми вытекающими последствиями. Спросите себя: а надо ли вам

Хотите жить полноценной жизнью – приступайте к самооздоровлению по полной программе, не откладывая это дело в долгий ящик. Ведь здоровье – как автомобиль: ему постоянное внимание требуется. У хорошего автомобилиста машина десятки лет бегает, как новенькая, а у плохого уже через год барахлить начинает. Почему? Да потому, что первый заботится о своем автомобиле, заправляет качественным бензином, вовремя масло меняет, следит за состоянием двигателя. А второму все это до лампочки: ездит – и ладно, поломается – новую машину купит. Со здоровьем сложнее: его ни за какие деньги не купишь.

Восстановление и укрепление духовного здоровья, успешное решение духовных проблем через работу со своими побуждениями является гарантом того, что ваше физическое здоровье начнет постепенно улучшаться. Небольшая коррекция с помощью очищения, питания, физических упражнений, закаливающих процедур лишь ускорит этот процесс. И наоборот, без развития и совершенствования духовного начала любое лечение и оздоровление рано или поздно обречено на провал.

В оздоровительной работе со своим организмом надо найти интерес и вдохновение. Если она вам в тягость – значит, это не оздоровление, а наработка негатива, который направляется не на улучшение, а на ухудшение здоровья. «Оздоравливаясь» с негативным настроением, вы разрушаете свой организм. Поймите и еще одну истину: жизнь самотеком, в угоду своим дурным привычкам, вкусам, чертам характера непременно ведет к болезням и страданиям. Поэтому как можно скорее займитесь работой над собой. Найдите путь к себе и не сбивайтесь с него до конца жизни.

Вторая целительная сила - дыхание

Напомним, что формула здоровья Геннадия Малахова базируется на шести целительных силах. Это сознание, дыхание, питание, кожа, иммунитет и движение. По мнению известного народного целителя, научившись управлять ими, можно восстановить, сохранить и укрепить свое здоровье без поликлиник, больниц и лекарств. В предыдущем выпуске «Семейного лекаря» Геннадий Малахов рассказал нашим читателям о методах работы с сознанием. Тема его следующей беседы – дыхание.

Дыхание – это сложный и непрерывный биологический процесс, обеспечивающий связь организма с внешней средой. О важности дыхания как целительной силы говорит тот факт, что без него человек умирает через 5-10 минут. Нарушение дыхания, по утверждению Бутейко, может стать причиной 150 видов заболеваний.

Чем глубже, тем вреднее

Недостаточность дыхания вызывает кислородное голодание. Чрезмерно сильное и частое приводит к спазмам и потере сознания. Желательно стремиться к тому, чтобы делать 5-7 дыхательных циклов в минуту (один дыхательный цикл – это вдох, выдох и пауза между ними). Чем меньше частота дыхания, тем здоровее человек. Глубокое и быстрое дыхание вымывает из организма углекислый газ, дефицит которого вызывает сужение бронхов и сосудов, приводит к кислородному голоданию клеток мозга, сердца, почек и других органов, поднимает артериальное давление, нарушает обмен веществ.

После достижения половой зрелости и до 40 лет дыхательная функция находится в наивысшем состоянии, а затем в легких происходят разрушительные процессы. Так, в бронхах начинается атрофия слизистой оболочки, что ведет к уменьшению эластичности бронхиальных путей и к потере их тонуса. В результате атрофии легочной ткани истончаются альвеолярные перегородки и уменьшается их упругость. Все это отражается на дыхании. Оно становится все более и более углубленным при той же частоте и способствует развитию различных патологий.

В ритме йогов

Если обратиться к опыту йогов, то свои основные дыхательные упражнения они выполняют в таком ритме: вначале делается быстрый вдох, затем – задержка дыхания на вдохе (по времени она в 4 раза продолжительнее, чем вдох), следом за ней – полный медленный выдох (в 2 раза продолжительнее, чем вдох) и снова вдох (паузы между выдохом и вдохом нет). Когда продолжительность вдоха, задержки дыхания и выдоха равны соответственно 12, 48 и 24 секундам, происходит интенсивное потоотделение и удаление из организма нечистот через кожу. Когда время вдоха, задержки дыхания и выдоха составляет 24, 96 и 48 секунд, тело начинает дрожать от прохождения могучих потоков энергии. Наконец, при наибольшем времени вдоха, задержки дыхания и выдоха, достигающем 36, 144 и 72 секунд, человек переходит в состояние наивысшего блаженства, характеризующееся необыкновенной легкостью, бодростью, молодостью и силой.

Возможно, кому-то из читателей после длительных тренировок будет доступно хотя бы одно из этих состояний. Но для начала попробуем нормализовать функцию дыхания с помощью простейших методик.

Метод волевой ликвидации глубокого дыхания

Автором этого метода является Константин Павлович Бутейко. Согласно его теории, дыхание здорового человека протекает по схеме: вдох, выдох и автоматическая пауза, непроизвольно возникающая после выдоха. У больного, глубоко дышащего человека автоматическая пауза практически отсутствует. Вся методика Бутейко сводится к тому, чтобы вернуть эту паузу. Как показывает опыт, после 3 лет регулярных тренировок она восстанавливается. Но ее надо постоянно контролировать – тогда успех обеспечен. Тренировка по методу Бутейко производится так: нужно удобно сесть (спина должна быть прямой), потянуть вверх шею, руки положить свободно на колени. Теперь необходимо максимально расслабиться, успокоить дыхание и пульс. При расслаблении проконтролируйте, хорошо ли расслаблены плечи, руки (особенно изгибы рук и кисти), лицо (особенно мышцы вокруг глаз и лоб), ноги (особенно ступни), мышцы грудной клетки, живота, диафрагмы.

Теперь замерьте частоту своего пульса (ЧП), частоту дыхания (ЧД) и контрольную паузу (КП). КП – это задержка дыхания после выдоха, которую вы можете держать до первой трудности. Не старайтесь ее передерживать – исходные данные будут неправильными. Все исходные замеры (ЧП, ЧД и КП) запишите в тетрадь.

Итак, приняв удобное положение, начинайте уменьшать глубину дыхания, постепенно сводя ее на нет. При этом должна ощущаться легкая нехватка воздуха. Для облегчения выполнения этого упражнения можно поднять глаза вверх (подбородок при этом не поднимать) и слегка надуть губы.

Комплекс упражнений, направленных на уменьшение глубины дыхания, состоит из 6 циклов. Два цикла выполняются в ночное время (ровно в полночь и в 4 часа утра) и четыре цикла – в оставшееся время суток (в 8, 12, 16 и 20 часов). Каждый цикл состоит из пяти попыток. Тренироваться лучше так, чтобы в районе 5-й минуты вы уже не могли дышать в выбранном режиме. Дальше время попыток увеличивается до 10 минут.

Освоив такой ритм, нужно переходить ко второй степени и опять стараться еще больше уменьшить глубину дыхания и дышать в новом режиме сперва до 5, а затем до 10 минут.Таких степеней уменьшения дыхания несколько. Переходить от одной к другой можно только тогда, когда полностью освоен предыдущий режим и вернуться к прежнему дыханию уже невозможно.

Допустим, вы в течение 5, а в дальнейшем 10 минут уменьшали глубину дыхания. Теперь измерьте КП (запишите в тетрадь данные замера). Это и есть одна попытка. Далее вы уменьшаете глубину дыхания снова в течение 5 минут и замеряете КП – это вторая попытка. И так до пяти попыток. Этим ограничивается первый цикл упражнений, который состоит из 5 попыток по 5 минут каждая, плюс время, затраченное на КП. Итого, время одного занятия при КП, равном порядка 15 секунд, составит около 30 минут в случае 5-минутной попытки и около часа в случае 10-минутной попытки. Не забудьте записывать в тетрадь время каждой попытки и данные замера КП после каждой попытки. Закончив занятие, замерьте ЧП, ЧД и тоже запишите эти данные в тетрадь. Точно таким же образом проводите последующие пять циклов в указанное время.

Суточные упражнения заканчиваются расчетом среднеарифметического из замеренных в течение суток КП (таких замеров должно быть 36: по одному замеру в начале каждого цикла и по пять замеров после каждой попытки во время выполнения каждого цикла). Это среднеарифметическое значение КП тоже занесите в тетрадь: по этой цифре вы будете наблюдать динамику вашего тренировочного процесса.

Критерии правильности проведения тренировки следующие: легкая нехватка воздуха в начале занятий, переходящая в очень сильную («больше не могу дышать в выбранном режиме»); ощущение теплоты с переходом в испарину и даже пот; рост КП от одной попытки к другой, от одного дня занятий к другому. В самом начале занятий КП может увеличиваться слишком медленно или даже стоять на месте. Не обращайте на это внимания. Продолжайте тренировки, и КП начнет потихоньку расти.

Эти упражнения надо выполнять до тех пор, пока не доведете КП до 60 секунд. После этого можно заниматься всего 2 раза в день в течение года. Занятия проводить часовые: одно – утром, после подъема, второе – вечером, перед ужином. Через год тренировок переходите на одно часовое занятие в сутки, которое следует выполнять перед ужином. При этом каждое утро делайте контрольные замеры КП.

Если КП по утрам у вас начинает падать, обязательно найдите причину и ликвидируйте ее. Возможные причины падения КП:

 – хронические тонзиллиты, холециститы, аппендициты, бронхиты, пневмония;
 – излишнее потребление кофе, какао, чая, шоколадных конфет;
 – употребление антибиотиков, спазмалитиков и других подобных лекарств;
 – алкоголь, никотин, наркотики;
 – гиподинамия (малоподвижный образ жизни);
 – жаркая погода, чрезмерное увлечение парной и другими горячими процедурами;
 – отрицательные эмоции;
 – длительное положение глаз вниз;
 – обильное и смешанное питание;
 – потребление в больших количествах белковых продуктов, особенно мяса всех видов, рыбы, яиц, молочных продуктов, а также цитрусовых и дрожжевого хлеба.

Если, несмотря на устранение найденной вами причины падения КП, ее значение по-прежнему продолжает уменьшаться, начните все занятия с нуля и выполняйте их по всем вышеуказанным правилам. Если КП у вас в течение года будет стабильно держаться на уровне 60 секунд, занятия можно прекратить. Но если они вам не в тягость – продолжайте: хуже не будет.

Дыхание через трубку

Этот метод предложил Антон Галузин. Вся суть дыхания через трубку заключается в увеличении вредного пространства (воздух, не участвующий в газообмене, но находящийся в воздухоносных путях) дыхательных путей за счет трубки определенного размера. Для этого используются трубки с внутренним диаметром 30 мм и длиной 42,5; 99,5; 156; 227; 284 и 355 мм.

Упражнения с трубкой выполняются при тех же условиях, что и по методу Бутейко, только надевается маска с присоединенной к ней трубкой. Перед началом занятий необходимо освободить легкие от остаточного воздуха. Для этого нужно сделать несколько выдохов при неглубоком коротком вдохе. Дышать через трубку надо легко и спокойно.

Заниматься можно один раз в день утром, начав с 5 минут и взяв трубку длиной 0,8 м. Постепенно увеличивайте ежедневно время дыхания на 1-2 минуты и заменяйте трубку на более длинную. Ритм дыхания регулируйте в пределах 4-6 вдохов в минуту.

Сам Галузин занимается по 30 минут, используя трубку длиной 2,3 м. Через 3,5 месяца таких занятий у него исчезли головные боли, хронический дерматит, повысились умственная активность и работоспособность, пропала зависимость от погоды. Одновременно с улучшением физического состояния у него заметно снизилась потребность в пище, в том числе мясной. Антон Галузин очень доволен своими дыхательными упражнениями, так как они приносят ему здоровье, удовольствие и радость.

По типу зародыша

Этот довольно древний способ нормализации дыхания очень эффективен, но подходит он только для вегетарианцев. Дыхание по типу зародыша направлено на то, чтобы вернуться к дыханию плода в утробе матери. Техника выполнения его такова.

Надо сесть прямо, спина ровная, глаза лучше закрыть. Воздух следует вдыхать через ноздри медленно и настолько плавно, что не должно быть слышно никакого шума. Когда грудная клетка начнет расширяться, вдох надо прекратить. Затем дыхание следует задержать как можно дольше, по крайней мере на время, которое необходимо, чтобы сосчитать от 1 до 120. После этого необходимо выдохнуть воздух полностью через рот (но лучше через нос) так плавно, чтобы птичье перо, подвешенное перед лицом, не шевельнулось. Затем опять следует вдох, задержка дыхания, выдох и т. д.

В идеале надо бы задержать дыхание на время, которое необходимо, чтобы сосчитать от 1 до 1000, но на это, наверное, способны только йоги. Для получения максимального эффекта дыханием по типу зародыша надо заниматься по 3-4 раза в сутки (например, в 6, 12, 18 и 24 часа). Естественно, начинать надо минут с 5, постепенно доводя время каждого занятия до 30-50 минут.

Помимо обновления организма, как говорят древние мудрецы, это дыхание способствует отвлечению мыслей и, как следствие, концентрации ума. Оно приносит здоровье и полное умиротворение.

«Кузнечные меха»

Как кузнечные меха служат для подачи воздуха в печь, так и это упражнение способствует подаче воздуха в организм. Выполняется оно просто: садитесь прямо, закрывайте правую ноздрю большим пальцем и делайте тихий, очень медленный вдох, выполняя последовательно нижнее дыхание (когда в дыхании участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений), среднее (когда в дыхании участвуют межреберные мышцы, а грудная клетка расширяется в стороны и несколько поднимается вверх) и верхнее (когда дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч вверх при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы).

Как только вдох будет окончен, открывайте правую ноздрю, а левую закрывайте безымянным пальцем и делайте через правую ноздрю тихий, продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась ямка. После этого незамедлительно выполняйте тихий, растянутый вдох через правую ноздрю, а выдох – тихий и растянутый – делайте через левую. Далее весь цикл повторяется снова.

Это упражнение позволяет уменьшить частоту дыхания до 3 вдохов-выдохов в минуту, в результате чего создаются наилучшие условия для работы шишковидной железы, которая оказывает непосредственное влияние на циркулирование энергии по каналам акупунктурной системы. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю производит уравновешивающее воздействие на правое и левое полушария мозга. Максимальное подтягивание живота вверх при выдохе и выпячивание его при вдохе приводит к созданию в организме мощных энергетических потоков, благодаря чему в организме происходит выравнивание различных перекосов энергетики. Наконец, «кузнечные меха» – это эффективный массаж всех органов брюшной полости. (Продолжение следует.) Бутейко утверждал, что есть одна болезнь – глубокое дыхание, зато симптомов у нее 150. Вот лишь некоторые из них: головные боли, нарушения сна, шум в ушах, ухудшение памяти, быстрая утомляемость, ухудшение зрения, ожирение, импотенция, кашель, сухость во рту, боли в области сердца, сердечная аритмия, кровоточивость десен, частая отрыжка, метеоризм, спазмы пищевода и желудка, ноющие боли в мышцах, атрофия мышц, сухость кожи, кожный зуд, отложения солей. Эти и многие другие симптомы можно ликвидировать, освоив и применив на практике метод волевой ликвидации глубокого дыхания. Никогда не задерживайте дыхание на максимальном вдохе. При необходимости делайте это лишь в пределах 70-80% от глубины максимального вдоха. При вдохе больше работайте диафрагмой и умеренно – межреберными мышцами и плечами. При этом чем старше возраст, тем меньше глубина вдоха за счет ребер. Никогда не задерживайте дыхание на максимальном выдохе. При необходимости делайте это лишь в пределах 70-80% от максимального выдоха. Чем слабее сердце, тем меньше должна быть величина задержки дыхания на выдохе. Выполняя выдох, больше работайте диафрагмой – это хороший массаж для внутренних органов и сердца.